Подшипниковый узел
24.08.2020

Статья. Подшипниковый узел

В различных отраслях инженерного дела существуют обобщающие понятия, обозначающие объекты, со сходным функционалом и устройством. В радиотехнике – это «колебательный контур». В механике – «подшипниковый узел». Под узлом в машиностроении принято понимать сборочную единицу, состоящую из отдельных деталей и узлов низшего порядка, предназначенную для выполнения определённых функций и входящую составной частью в более сложный агрегат. «Подшипниковый узел» - это комплект деталей, обеспечивающих размещение и фиксацию подшипника относительно прочих элементов конструкции и создающих условия для его эффективной работы, что подразумевает надлежащую смазку соприкасающихся поверхностей. Примерами применения подшипниковых узлов служат конструкции всевозможных транспортёров и конвейеров, имеющих распространение в самых разнообразных областях техники.

В машиностроении применяются различные типовые конструкции подшипниковых узлов. Выбор конкретной зависит от:

  • вида воспринимаемой нагрузки, которая может быть радиальной, осевой либо смешенной;
  • требуемого типа грузоподъёмности – статики или динамики;
  • скорости вращения – для случая динамической нагрузки;
  • необходимого рабочего ресурса;
  • требуемых посадочных размеров;
  • условий эксплуатации, подразумевающих температуру среды и наличие её запылённости, влажности, иных агрессивных факторов;
  • способа фиксации подшипника в корпусе узла и самого узла в агрегате.

Корпус подшипникового узла

Основа подшипникового узла – корпус. Как и любая деталь, он характеризуется геометрической формой и материалом. Выбор материала зависит от величины прилагаемых к подшипниковому узлу нагрузок, их вида и способов приложения. В условиях действия на корпус значительных, но плавно прилагаемых сил, что характерно для большинства машин и механизмов, имеющих в своём составе подшипниковые узлы, применяется чугун. Материал недорогой, обладающий хорошими прочностными характеристиками. Технологии литья и обработки чугунных деталей прекрасно отработаны, что позволяют без проблем организовывать их производство. В случае присутствия циклических и ударных нагрузок, оправдано применение стали. Для малонагруженных узлов, особенно при наличии ограничений по весу, могут использоваться корпуса из лёгких сплавов или пластмасс.

В плане геометрии корпуса подшипниковых узлов бывают:

1. Стационарными.

корпус подшипникового узла стационарный

Стационарные подшипники подразделяются на:

  • разъёмные: крепление к обслуживаемому механизму или машине осуществляется болтами через отверстия в нижней части корпуса. Крышка также крепится к основанию при помощи болтов. Подшипник устанавливается внутрь корпуса и фиксируется в нём эксцентриком, зажимной втулкой или винтами.
  • неразъёмные: их достоинство – малые габариты. Подшипник в таких корпусах фиксируется при помощи стопорных колец.

Для восприятия значительных нагрузок практикуется применение сдвоенного подшипникового узла, позволяющего установить два подшипника.

сдвоенный подшипниковый узел

2. Фланцевыми.

корпус подшипникового узла фланцевый

Выполняются фланцевые корпуса неразъёмными. Опорная поверхность у них перпендикулярна оси вала. Предназначаются для сравнительно лёгких условий работы. Подшипник в корпусе фиксируется при помощи винтов, стопорных колец или зажимной втулки.

3. Подвесными или кассетными. Наиболее применимы в карданных валах различных конструкций.

корпус подшипникового узла подвесной кассетный

4. Натяжными. Само название указывает на область применения подобных узлов. Используются они в гибких передачах – цепных и ременных. В конструкции корпуса имеется пара параллельных проёмов, позволяющих передвигать узел и осуществлять натяжение передачи.

корпус подшипникового узла натяжной

Усилия, на передачу которых рассчитаны подобные устройства, ­как правило не велики.

Смазка подшипников в подшипниковых узлах

В большинстве случаев подшипниковый узел заполняется консистентной смазкой в момент сборки. Пополнение смазочного материала производится при профилактических ремонтах и замене выработавших установленный срок подшипников. В некоторых узлах предусматривается установка пресс-маслёнок.

подшипникового узел пресс-масленка

Пополнение смазки при этом производится специальным шприцем и выполняется по мере необходимости. Современные машины и механизмы принято оснащать централизованными системами смазки, упрощающими обслуживание и делающими технику более надёжной.

Как правило, узел подшипника в корпусе заполнен консистентной смазкой, достаточной для полного срока службы. Однако, производители предлагают и модели, дополненные отверстием для повторного ввода смазки, или постоянной подачи жидкого масла.